Монтаж газификации

Главная » 2018 » Август » 11 » ФАС предложила не считать «Газпром» монополистом в добыче газа
08:11
ФАС предложила не считать «Газпром» монополистом в добыче газа

Глава ФАС Игорь Артемьев предложил изменить понятие естественной монополии, выведя из-под его действия подразделения добычи «Газпрома» и генерирующие компании. Транспортировка газа и сети в электроэнергетике останутся монополиями

Федеральная антимонопольная служба намерена изменить определение естественных монополий, выведя из-под него подразделения этих компаний. По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, это приведет к увеличению конкуренции на рынке и повышению инвестиционной привлекательности разделенных структур. Об этом он сообщил в ходе конференции о тарифном регулировании в Ялте.

«Мы хотим изменить базовое определение естественной монополии. Мы больше не хотим, чтобы признавались естественными монополиями те компании, которые осуществляют определенный вид деятельности. Мы очень хорошо понимаем, что многие порты, аэропорты не являются в определенном смысле естественными монополиями, а, как сумасшедшие, конкурируют друг с другом. И во многих условиях закон о естественных монополиях сдерживает этот переход из естественно-монопольного в конкурентное состояние целых отраслей. Это приводит к засилью государственной экономики», — цитирует Артемьева ТАСС.

По его словам, антимонопольное ведомство хочет создать определение многосетевой монополии. «Для электроэнергетики это будут сети, но не генерация, для «Газпрома» — труба, но не добыча. И так будет во всем. Должна происходить либерализация соответствующих отраслей с постепенным переходным периодом сокращения, ограничения или полного отказа от тарифного регулирования в тех системах, где уже существует конкуренция», — отметил глава ведомства.

Ранее Артемьев предлагал разделить «Газпром» на транспортную и добывающую структуры. На последнем заседании президентской комиссии по ТЭК в октябре 2015 года он поднял вопрос о выделении транспортной составляющей «Газпрома» в отдельную дочернюю компанию. «Я сказал, что нужно в рамках существующей системы «Газпрома» создать дочернее зависимое общество и отдать туда газотранспортную систему «Газпрома» внутри самого «Газпрома». Как отдельное юрлицо [все 17 «трансгазов»] собрать», — говорил он.

Разделить «Газпром» на структуры, которые занимаются добычей, транспортировкой и подземным хранением газа отдельно, предлагала и «Роснефть». Еще в сентябре 2015 года «Роснефть» в рамках формирования концепции внутреннего рынка газа вносила в Минэнерго предложения о разделении «Газпрома» в три этапа. Разделить газовую монополию на транспортную и добывающую структуры предлагалось в 2023–2026 годах так, чтобы транспортировка газа и подземные хранилища принадлежали отдельным компаниям.

Сейчас «Газпром» является естественной монополией, и цены на продажу его сырья на внутреннем рынке регулируются ФАС. А независимые газопроизводители могут предоставлять скидки, что позволяет им переманивать клиентов у «Газпрома». Ранее они выступали резко против даже частичной либерализации цен для «Газпрома», которому принадлежит монополия на экспорт трубопроводного газа.

Объем добычи газа в России в 2016 году составил 640,007 млрд куб. м, из них на долю «Газпрома» пришлось 419,07 млрд куб. м, что на 0,1% больше, чем годом ранее. «Роснефть» добыла 67,1 млрд куб. м (рост на 7% к уровню 2015 года), НОВАТЭК — 66,1 млрд куб. м (падение на 2,7%).

Глава ФАС полагает, что разделение позволит не допустить стремительного роста цен в случае тарифного регулирования в той или иной отрасли. Изменение правил сулит и «сумасшедшую инвестиционную привлекательность в этих секторах», сказал Артемьев. Он добавил, что до 1 декабря 2017 года все отраслевые ведомства должны подготовить «дорожные карты развития конкуренции», то есть меры по демонополизации и развитию конкуренции.

Ранее Артемьев говорил, что ФАС выступает за постепенное снятие с морских портов статуса естественных монополий. А вице-премьер по ТЭК Аркадий Дворкович поручил Минтрансу и ФАС провести анализ конкурентной среды в российских портах в 2015–2017 годах, на основе которого необходимо подготовить предложения об отмене госрегулирования в морских портах, в том числе путем отмены тарифного регулирования.

Просмотров: 238 | Добавил: raipretdist1980 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0